Lindros | Дата: Пятница, 10.08.2007, 22:25 | Сообщение # 1 |
Scarfsworld member
Группа: Администраторы
Сообщений: 2496
Статус: Offline
| История спартаковской атрибутики
Думаю, многим будет интересно, если в рамках музея мы будем обсуждать не только свои успехи в свете роста своих коллекций, но и будем делиться информацией об истории спортивной атрибутики или другими интересными данными и фактами. Недавно я выкладывал статью об истории фанатских Зенитовских шарфов, теперь пришла очередь истории спартаковской атрибутики. История спартаковской атрибутики насчитывает без малого уже почти три десятка лет. Первые шарфы появились в начале семидесятых с рождением самого движения фанатов. Но это были так называемые “самопальные” шарфы, т.е. связанные вручную. Вот что написал Ю. Зерчанинов в самой, пожалуй, объективной статье о фанатах “Страсти вокруг “Спартака”, опубликованной в 12-м номере журнала “Юность” за 1977 год: “У этих ребят красно-белые спартаковских цветов шарфы, которые они называют “розетками”, и красно-белые флаги. Да, именно “розетки”, или “розы”.
Для молодого фаната будет, наверное, дико, при всем том изобилии атрибутики, которая свалилась на их голову за последние годы, что любой шарф в то время – это было уже само по себе круто.
В первые годы обладатель розы ходил гордо. Случались и курьезы. Известен случай, когда на троих закадычных друзей был связан один 9-ти метровый шарф, они так и ходили, обнявшись и обмотавшись этим произведением искусства. Постепенно фанатами овладевает идея иметь более хорошие и качественные розетки. Фактически, первая революция в производстве шарфов произошла тогда, когда появились “михневские шарфы”. В феврале-марте 1981 года наша михневская группировка (павелецкое направление) появилась в полосатках доселе невиданного качества. Сразу же забашляв михневским бабки (16 рублей), на следующем хоккее я гордо дефилировал с новым шарфом. Прознав про это, фанаты ринулись осаждать “Трикотажницу” (местное ателье), и чуть ли не мешками вывозили их продукцию себе и своим друзьям. Ателье еле-еле успевало справляться с заказами. По непроверенным данным, с началом ментовского террора на трибунах московских стадионов, люди в сером съездили в Михнево и запретили вязать фанатскую атрибутику. После этого на все просьбы связать “хоть одну розеточку” тетушки в ателье отвечали одно: “Ниток нет!”. С этим же ателье связана (извините за каламбурчик) одна печальная история. У одного нашего фаната там работала матушка. И узнавая, когда выполняется заказ какого-нибудь конька или мусорка, он обувал этих уродов, что называется, не отходя от кассы. Долго это продолжаться не могло. Один из коней бросил в милицию заяву, и новоиспеченного Робин Гуда отловили местные пинкертоны. Шалости с чужими шарфами дорого обошлись герою – 8 лет лишения свободы. Отсюда мораль: не снимайте с врагов шарфы!!!
В середине восьмидесятых кооператив “Фотон” из Тарасовки начал выпуск “печаток” - простой материал, на который краской наносился рисунок. Получалось очень красиво, но был один существенный недостаток – недолговечность. После стирки розетка теряла свой вид. Большого распространения “печатки” не получили. Основное их применение – это коллекция.
Первый вязаный шарф с надписью “Спартак” сделал старый фанат Аист в 1987 году. Это односторонний шарф (рисунок только с одной стороны), но это было уже НЕЧТО! Тираж шарфа был настолько маленький, что не все коллекционеры имеют его у себя.
http://scarfsworld.my1.ru/photo/spartak_moscow/6-0-3919 Шло время, и фанов уже не устраивал набор шарфов, имеющийся в их арсенале. Постоянно играя в еврокубках, наш “Спартак” сталкивался с западными клубами. Мы же, видя в какой атрибутике приезжали к нам в страну их болельщики, все чаще задавали себе вопрос: “Ну почему не у нас?” Вторая революция в производстве шарфов произошла 13 сентября 1993 года. В этот день на “Локомотиве” в продаже появился первый шарф, связанный в Англии старым фаном Славой Трубецким.
http://scarfsworld.my1.ru/photo/spartak_moscow_first_classic/6-0-3883 Ваш покорный слуга так же приложил к этому свою длань. Надо заметить, что английские шарфы одно время заполонили всю Европу. Когда в 1994 в розыгрыше Лиги чемпионов году мы играли в Мюнхене с “Баварией”, то в городе и клубных киосках в продаже были только шарфы, связанные в Англии. Чем же они были так хороши? Отличительная их особенность – это мягкая качественная нитка и естественные цвета, обязательно с лейблом. До сих пор дизайн первого спартаковского шарфа, сделанного в Англии, подавляющее большинство считает самым удачным. К сожалению, тираж как первого, так и второго шарфа
http://scarfsworld.my1.ru/photo/6-0-2849
http://scarfsworld.my1.ru/photo....-0-9240 (появившегося через месяц), оказался тоже очень маленьким, и сейчас они – большая редкость (тут нужно сделать лирическое отступление: стали появляться люди, коллекционирующие шарфы. У истинных коллекционеров первые два шарфа ценятся в 120 $, а один раз мне даже предлагали все 300! Единственное условие – шарф должен быть с нуля, т.е. совершенно новым). Да кстати, автор шарфа настолько “обнаглел”, что, заказывая шарф в начале лета 1993 года, он сразу указал этот год как год чемпионства! Уже тогда в “золоте” никто не сомневался. В конце 1993-начале 1994 годов, подражая англичанам, в Питере решили тоже заняться выпуском шарфов. Их первый тираж весьма мал (два вида по 25 штук). Характерная особенность питерских роз – жесткая нитка и однообразный дизайн. Они имеют скорее оранжевый, нежели красный цвет.
2 ноября 1994 года появился третий дизайн из Англии. Многим понравилась надпись “Настоящие короли Москвы”.
Мое авторство. С конца 1994 года свою деятельность на трикотажном фронте начинает Сергей Уткин – он заказывает в Питере свои первые шарфы. К большому сожалению коллекционеров, он не утруждал себя разработкой совершенно нового дизайна, взяв за основу первые наработки. К сожалению, и на этот раз получились накладки с цветом – одна из роз скорее бордовая, чем красная.
Год 1995 продолжил английскую тему. В октябре месяце появилась так называемая “хулиганка”, ее дизайн – предмет особой гордости автора этих строк. Шарф настолько емок и лаконичен, что ничего убрать или добавить нельзя. В первое время многих шокировало решение применить в спартаковском шарфе черный цвет, но со временем привыкнув, фанаты оценили это по достоинству. А тогда это была почти революция.
http://scarfsworld.my1.ru/photo/spartak_hooligans/6-0-6750
http://scarfsworld.my1.ru/photo/spartak_hooligans/6-0-7344 Дизайн шарфа оказался настолько популярен, что он явился наиболее любимым у турок, которые заполонили рынок подделками “хулиганки” ужасного качества. Следующий шарф – “трофейный”, или как его называют чаще, “с годами”. Он появился к московскому матчу с “Блэкберном”. Тоже один из наиболее популярных дизайнов. С каждым новым трофеем “Спартака” на нем появлялись новые даты.
С 1996 года шарфы стали делать все, кому не лень. Так, на Горбушке стали появляться вещи, связанные “на коленке”, т.е. тяп-ляп. Все это было бы нормально, если бы люди, делающие эти “шедевры”, хотя бы знали, как выглядит спартаковская эмблема. Наживаться на фанатах, не утруждая себя – вот основная причина выпуска подобных “экземпляров”. Иметь такие шарфы в коллекции необязательно. Сергея Уткина с берегов Невы занесло на берега Босфора (Турция). Тут надо обратить внимание, что лучшие турецкие шарфы – авторство Сереги, а худшие – непонятно чьи. Единственное достоинство турецких шарфов – низкая цена, а недостатки – плохой дизайн, низкое качество ниток и слабые кисти. В рисунке одного особо впечатляет фраза LET’S GO, многократно повторенная – шарф от этого не выиграл, создается впечатление, что в момент создания дизайна фантазию авторов отключило.
С конца июля в продаже еще две английские розы.
В сентябре появляется. (Турция) К золотому матчу в Питере был сделан шарф, который в Москве почти не знают и “половинчатый”.
К сезону 1997 года турки поразили “убийственным” дизайном – просто нет слов. Круто! Апрель 97-го, шарф с надписями Ultras и Hooligans, что само по себе несовместимо! И притом, на хулиганских шарфах не должно быть изображения официальной эмблемы клуба! В общем, мешанина, да и только. Тогда же, в 97-м году, сделал свой шарф и Максимов (ОМ). В продаже на стадионах он не появился, ведь если фаны узнают, кто автор и чем он знаменит,
то ни один порядочный фан этот шарф не наденет. В мае того же года появились два турецких шарфа, а также две английских розы – на которых есть упоминание о знаменательной дате в истории нашего футбола – 75 лет со дня основания футбольной команды “Спартак”. Столь грандиозное событие почему-то прошло мимо нашей прессы. 75 лет – это еще один повод заглянуть в свое прошлое, и не даром на кистях шарфов надписи “75 лет побед” и “75 лет № 1”. После этого с шарфами началась какая-то вакханалия, и многие ограничились в коллекции первыми и, соответственно, раритетными образцами.
Поведем некоторые итоги. Элитными все же были, есть и будут английские шарфы – у них все на достойном уровне: и дизайн, и качество. А все остальные шарфы – это скам. Из мировой практики известно, что подделывают только хорошее, а из шарфов подделывают только английский дизайн. Выводы делайте сами.
Фанаты, побольше вам хороших шарфов (английских) и разных других. Всем, как говорится, по достатку и по надобности всего этого.
Профессор источник
Атец!
|
|
| |