Политика и футбол в Италии глазами ультрас "Ромы"
Сегодня, в рубрике "Обзор прессы" представляем вашему вниманию интервью одного из ультрас итальянской "Ромы", в котором весьма подробно рассматривается проблема взаимосвязи политики и футбола в Италии.
Италия - страна за десятилетия сформировавшая свою особую околофутбольную культуру - культуру ультрас. Нас в данном случае интересует ситуация с политической составляющей движения. Об этом сегодня ultrasantifa поговорит с фанатом AS Roma:
- В 1990-х годах в России считалось, что движение "Ромы" в пику "заклятым друзьям" из "Лацио" является в основе своей левым. И вот через без малого 10 лет мы видим свастики и кельты на Curva Sud и "зигующих" романистов на фотографиях. Расскажи как произошли такие метамарфозы в мировозрении, если они вообще были? Не была ли "левизна" "Ромы" всего лишь мифом?
- В начале 1990-х Curva Sud "Ромы" действительно пережила некоторое "перерождение". Это связано во многом с уходом с трибуны многих лидеров прошлого и расколом Commando Ultra' Curva Sud. Сама по себе группировка CUCS не была открыто левой, скорее аполитичной с вкраплениями личностей, поддерживающих левую идеологию. На трибуне тогда был такой негласный закон: "Тут болеют за "Рому", и только за нее." Многим приходилось мириться с этим, тем же, кто не следовал этому закону и пытался использовать Ultra' в целях политической агитации, исчезали с трибуны путем силы. Единственной группой, максимально имевшей отношение к политике, были Fedayn. Среди членов этой группировки были активные участники таких лево-экстремистских итальянских организаций, как "Autonomia Operaia" и "Lotta Continua". После раскола на Vecchio CUCS и CUCS-GAM трибуна начала окунаться в политику. Появлялись все новые и новые группировки, которые были организованы по двум причинам чаще всего: по дружбе участников, либо по политическим взглядам.
Прежние лидеры CUCS-GAM, видимо решив, что трибуну нужно максимально политизировать, отделились в радикальную группу Opposta Fazione, которая в свою очередь породила более мелкие группы откровенно правого толка. Поэтому можно было увидеть кельты и свастики на Curva Sud. Самое известное фото, где видны портреты Муссолини и свастики, и которое так любят размещать на правых ресурсах, сделано было на матче против "Ливорно". Причем все это размещалось скорее для провокации, а не для поклонения или открытого заявления о своих взглядах. Теперь же, Curva Sud склоняется к аполитичности, даже Fedayn теперь аполитичны. Boys, Arditti, Giovinezza, Padroni di Casa, Roma Nord - все эти группы скорее 100% patriots. Хотя даже в числе их участников есть люди с левыми взглядами. Curva Sud никогда не была абсолютно левой и абсолютно правой. Она начала с аполитичности, и к ней же скорее всего в ближайшем будущем и придет. Для "романиста" существует только флаг "Ромы" на трибуне, а не бандьера со свастикой или серпом/молотом. Всё это должно оставаться вне сектора. Tifare per la maglia, non per idoli politici!
- Сам каких взглядов придерживаешься?
- Я коммунист.
- Что можешь сказать про ваших оппонентов из "Лацио"? Они действительно такие фанатичные последователи идей Дуче?
- Не все разумеется. Даже на их трибуне есть люди аполитичные и фанаты анти-расисты. "Лацио" ассоциируется с фашизмом во многом из-за исторических причин. Некоторые люди на Курва Норд не фашисты, а просто консерваторы, однако нужно следовать имиджу своей трибуны. Правые фанаты "Ромы" и "Лацио" находят общий язык вне дерби. Например две группировки Roma Nord (одна на трибуне "Лацио", другая на трибуне "Ромы") не стесняются заявлять, что несмотря на всю вражду на первом месте у них стоит идеология, а потом уже футбольные страсти. Лично я такого не признаю. Связующим звеном между "Ромой" и "Лацио" (фанатами именно правых взглядов, а значит большинства) была дружба между Мауро Мальгранде и Паоло Дзаппавинья. Первый - один из лидеров Ирридучибили, второй - бывших лидер Бойз 1972. Даже после трагической гибели Паоло эти связи осталисьи в Риме можно увидеть ультрас "Ромы" и "Лацио", сидящих например в одном баре за одним столом. Но только не в день дерби. Да и взгляды этих людей соответствующие.
- Ты затронул тему противостояния с "Ливорно", что можешь сказать об их движухе? Действительно у них так много авторитарных коммунистов?
- "Ливорно". Их движение действительно коммунистическое. Впрочем этот город исторически красный. Именно там появилась первая коммунистическая партия Италии. Нынешний символ команды и ее капитан - коммунист. Их движ силен. Особенно в плане хореографии и звука. Чего стоит хотя бы "Белла Чао" в их исполнении. Несмотря на вражду между нашими клубами - я поддерживаю отношения с несколькими ливорнези. Они здоровские ребята. Этот город не выездной для нас, но надеюсь с их помощью выезд всё же пробить. В прошлом сезоне они отличились большой дракой с "Гроссетто" после матча, если мне не изменяет память именно с ним они боролись за выход в Серию А. Фанатов "Ливорно" не любят из за чрезмерной политизированности.
- Италия: правые и левые. Какие движения наиболее яркие представители данных лагерей?
- Насчет правых и левых. Тут всё просто и банально. Левые - "Ливорно", "Аталанта" (хотя мы считаем "Аталанту" - сборищем дикарей - не более :)), "Пиза". Правые - мерда из "Турина", "Интер", "Триестина", "Лацио" - позор из пригорода, "Асколи", "Бари". Проще было бы расписать все команды по политическим взглядам.
- Ты тут про Серию А, а есть ли движы с ярко выраженной полит. окраской из более низших лиг, но только не карликовые?
- Конечно есть. Карликовых движей в Италии очень мало. Даже у ультрас "Самб" - команды из Серии Д - наших лучших друзей - "Самбенедетессе" и то торсида что надо. Кстати вот они левые.
- На сколько я знаю "Рома" сейчас № 1 в оф-мире Италии. Так ли это? Топ-5 на твой взгляд хулиганских движух Италии?
- Ну вот вопрос такой немного странный:) Смотря какую выбирать градацию - перф и поддержка или именно сконтри с полицией и погромы. Потому что в Италии понятия hools нет:)
- Да я понимаю что околофутбольная культура Италии отличается от восточно-европейских "лесных бригад". У вас все больше привязано к футболу - ближе "к корням" так сказать, но в последнее время все чаще и чаще приходиться видеть в Италии людей, по внешнему виду копирующих английских casuals. В связи с переменой стиля не меняется ли содержание? Не наметился ли отход в сторону "затрибунных" дел, в ущерб футболу, как это произошло в России в свое время?
- Ответить на вопрос можно объемно рассуждая, но попробую покороче. Многие ультрас в Италии постепенно отходят от старого стиля "торсида" и склоняютсяв сторону casuals. Но это скорее особенные casuals, не очень похожие на английских. У "Ромы" в частности есть целые группы casual фанатов, но как-то не приживается это. Сейчас идет много разговоров о возвращении мегафонов на трибуну, недеюсь за ними последуют и барабаны, которых с 99 года уже не слышно на Олимпико. Стиль "торсида" - это настоящий стиль Италии. У casuals переняли разве что только одежду. Главное для нас всегда именно клуб, а не "фирма". Ты можешь быть среди Boys, Fedayn, Lupi, Fans с Curva Nord или вообще из Roma Club Malta, но именно цвета клуба в любой ситуации будут важнее любых авторитетов группировки. Впрочем конечно существуют персонажи, старающиеся нажиться или сделать карьеру себе на ультрас движении, но с ними, в частности Ultras Romani, разговор короткий. Насчет "затрибунных дел" скорее лучше спросить у лациали. Они себя называют фанатами в английском стиле - видимо и мутки у них соответствующие. Наверное открывать сеть магазинов по продаже атрибутики Ирридучибили - очень по-английски, но явно не вписываетсяв исторически-заложенное понятие ultra'. Возвращаясь к casuals, я не могу отвечать за всю Curva Sud, у нас верх и низ немного различаются в понятиях об ультрас культуре, но я и мои друзья не приемлем casuals стиль. Как и с политикой - для нас есть только "Рома". Мы открыто носим символику клуба, деремся за клуб, а группа - лишь "вынужденная" мера, пока не возродится единая Curva Sud.
- Столкновения между ультрас как часто они случаются? Соблюдается ли в драках какой-либо "кодекс", правила поведения?
- Столкновения чаще всего случаются стихийно, как например во время дерби "Рома" -"Лацио" 6 декабря, или в прошлое воскресенье во Флоренции. Вообще, scontri - неотъемлемая часть итальянского футбола, без этого я лично не могу представить себе выезд или домашний матч с заклятым соперником. Хотя все же массовые стычки случаются не всегда, конечно же. Кодекс? Главный кодекс - навешать врагу кренделей побольше и посильнее. О fair-play, если имеется в виду это, речь вряд ли идет. Неотъемлимый атрибут столкновения - пиротехника, камни, ремни, бутылки. Ну и вообще, что попадется под руку. Так что ты либо ввязываешься в драку, если чувствуешь в себе силу, либо поскорее обходишь стороной происходящее.
- Ситуация с расизмом на стадионах Италии? часто бывают провокации против не белых футболистов? Встречаются ли среди ультрас парни не с белой кожей?
- Сейчас федерация футбола Италии просто погрязла в разоблачении расистов на трибунах. Штрафы летят один за другим. На последний матч "Рома" в гостях против "Юве" курва "Ювентуса" была дисквалифицирована на ту игру. Из-за расистских кричалок. Подобным оскорблениям подвергаются все, кто ни попадя. Начиная с Балотелли и заканчивая Синишей Михайловичем, которого частенько кличут "zingaro", т.е. цыганом. В Италии продолжается притеснение ультра', и выдавая что-либо за расистские выкрики, облагая клуб штрафами, федерация старается добиться принятия клубами паспорта болельщика и ужесточить контроль над фанатами. Но это не поможет. Есть ли не белые ультрас? Хм.. скажем так.. не каждого итальянца можно смело назвать белым. Особенно с юга Италии. Не белые ультрас существуют, но их место на трибуне (разумеется отдельных личностей) зависит от идеологии той или иной группы. Вообще, возвращаясь к вопросу о правых и левых трибунах, не хотелось бы вешать какие-либо ярлыки на всю трибуну. Скорее итальянских ультрас той или иной команды можно разделить именно по политическим взглядам отдельных ультра-группировок на трибуне. И это будет гораздо правильнее, чем говорить, например, что "Лацио" и "Интер", например, правые, а та же "Перуджа" левая.
- Приходилось ли пересекаться с ребятами из культовой в определенных кругах группы Los Fastidios? Им ведь тоже футбол не чужд.
- Нет. К сожаленью с Los Fastidios я не пересекался, хоть и люблю эту группу. А вот Banda Bassotti и Atomatica Aggregazione - видел и не раз. AA - вообще частенько на Curva Sud бываеют. А на Банду ходил в Риме в октябре в очередной раз)). Отличные ребята. Можно сказать - они - связующее звено между левыми романистами и ливорнези.
- Политические организации (будь-то правые или левые) пытаются как-то влиять на ситуацию на стадионах?
- Случается и такое. Среди правых популярна партия Forza Nuova. На их акциях присутствует много ультрас, поддерживающих правую идеологию. Между тем, не только фанаты, но и футболисты симпатизируют этой организации. Например небезызвестный Ди Канио, Фабио Каннаваро, Джи-Джи Буффон, Абьятти, конечно же наш Даниэле Де Росси и Альберто Аквилани. Италия - страна политики, поэтому она есть не только на трибуне, но и на поле.
- Приходилось слышать, что в целом итальянский околофутбольный мир "правеет" - так ли это?
- Слышать приходилось. Правых много, но и левых достаточно. Не думаю, что прям уж так правеет он. Скорее многие наоборот отказываются от политики. Опять же тут важную роль играет город. Рим - традиционно правый город, Ливорно или Бергамо - левые, Неаполь, разрази его гром, - абсолютно аполитичный. И правые и левые в Италии будут всегда, ведь помимо клубной вражды, неотъемлимая часть культуры - политическая вражда.
Источник: