МАЛОИЗВЕСТНОЕ ДЕРБИ БРИТАНИИ. ПАМЯТИ КЛУБА "ЧЕСТЕР"... 26 апреля, 2010 Это текст - про встречу врагов – «Честера» и «Рексхэма», в 2005 году. Северный Уэльс всегда чувствовал превосходство над соседями по ту сторону границы. И даже тяжелые времена для обеих команд, как и 11 лет без дерби, взаимную ненависть не ослабили.
VS
Фанаты из Рексхэма дают добро на то, чтобы корреспонденты прокатились с ними на поезде до Честера - родного дома их заклятых врагов. По приезду предполагается наблюдение за крупной полицейской операцией, благодаря которой болельщики команд будут находиться вне пределов досягаемости друг от друга, и общение с саппортерами «Честер Сити».
Противостояние клубов имеет скорее классовую и национальную подоплеку, нежели футбольную. Учитывая, что «Рексхэм» (Уэльс) всегда играл дивизионом выше, с «Честером» (Англия) он встречался не так уж часто. Поэтому накануне первого за десятилетие дерби местные газеты пестрят словами «долгожданный», «желанный», «мы все ждем» - впрочем, как и строгими предупреждениями полиции, что любое нарушение порядка будет преследоваться по закону.
Рексхэм. 8 часов 57 минут утра. Среда. 28 декабря 2005 года. Рабочий день. Wheterspoons Pub, расположенный в центре города, напоминает скорее погреб, чем пивную. Около сотни парней от 16 до 50 лет распивают спиртное. Большинство причисляет себя к группировке Frontline («Линия фронта»), чей сайт открывается под песню группы The Stereophonics «Как только мы победим англичан». Одно из прозвищ болельщиков «Рексхэма» - «Красные Драконы». Но это название оправдывают лишь красные этикетки на их одежде от Prada Sport, излюбленной марки валлийцев.
В пабе появляется неопрятный взлохмаченный бомж и начинает попрошайничать. Денег ему не дают, однако терпят его присутствие спокойно, некоторые даже жмут руку. «Двадцать лет назад этот парень был в числе лучших игроков команды, - объясняет один «фронтовик». - Сейчас сидит на героине. Позор!»
Любитель наркотиков, естественно, не поехал в Честер, зато едут любители драк. Среди них и те, кто только освободился из заключения, и те, кто недавно «отмотал» срок официального запрета на посещение стадионов за погром в пабе около станции в Честере в 2004 году.
Туристы заполонили Честер накануне рождества и не успели разъехаться по домам. Полиция, ожидающая прибытие поезда на платформе, будет провожать фанатов до стадиона, чтобы валлийцы не поколотили заодно с местными и туристов. Стражи порядка не преуменьшают разрушительную способность группировки и принимают решение провести матч днем, дабы снизить риск массовых беспорядков. Это вызывает неодобрение фанов, которым пришлось брать выходной за свой счет. Мало кто, однако, остается на работе.
Английские и валлийские полицейские работают в такие дни сообща. Офицеры отслеживают перемещения «фронтовиков», следуя за гостями по пятам. Лидеры Frontline сомневаются в том, что им удастся встретиться лицом к лицу с фанами «Честера».
«Честер» и «Рексхэм» не встречались 11 лет. «Синие» из Честера отметили День Святого Валентина в 1995 году в более радостном настроении, чем их «красные» соперники из Рексхэма. В тот день проходила последняя встреча команд. Оставшись на поле вдевятером, «Честер», проигрывая 1:2, смог сравнять счет.
«Не припомню другой матч, в котором было бы два удаления, незабитый пенальти и четыре гола, - говорит Гари Беннетт, умудрившийся поиграть за оба клуба и известный в Уэльсе под кличкой Психо. - В раздевалке игроки «Рексхэма» получили взбучку от тренера. Мы поверить не могли, что девять человек сыграли с нами вничью, черт их подери! Помню, фанаты «Честера» распевали тогда: «Вы не смогли победить девятерых, вы уроды!»
Беннетт также играл за «Честер» и принес ему победу в 1987-м в матче Кубка английской лиги. «Шел сильный снег, - вспоминает он. - На перерыв мы ушли, проигрывая «Рексхэму» 0:1. Во втором тайме я забил два гола! Фанаты «красных» до сих пор припоминают мне это! Я принимал участие и в матче Rover Сup, когда агрессивно настроенные фаны вырывали кресла и швыряли их на поле».
Взаимное презрение - главное в отношениях этих клубов, помимо драк и погромов. На одном из честерских сайтов есть раздел «Они забили «Рексхэму». Он гласит: «В настоящем обществе их именами были бы названы улицы. Эти герои стоят в одном ряду со Спартаком и Геркулесом. Забив гол нашим извечным соперникам, козлам из Рексхэма, они увековечили себя в нашей памяти».
«Козлы» - излюбленное название валлийской команды среди англичан. «Рексхэм» также использует колоритные словечки в адрес «Честер Сити», самое безобидное из которых «Jester Pity» (переводится примерно как «Жалкий Жопестер»).
Приходит плохая новость: игру отложили. Поле в Честере обледенело. Реакция болельщиков на удивление сдержанная. Может, новость не такая уж неожиданная? «Значит, матч будет вечером», - будто в успокоение произносит один из фанатов. «Значит, атмосфера будет лучше!» - восклицает другой. Frontline решает ехать в Честер, невзирая ни на что.
Рексхэм с населением в 43 тысячи человек - самый маленький город, в котором есть клуб, выступающий в лиге. Городок вырос благодаря заводам - кирпичному, пивоваренному и сталелитейному. В близлежащих деревнях добывается уголь. Среди них печально известное местечко Грэсфорд с богатыми каменноугольными копями, где в 1934 году произошла крупная авария, унесшая жизни многих рабочих. При упоминании названия этой деревни представители Frontline рассказывают, как в середине 90-х был прерван матч Воскресной лиги между командами из Честера и Рексхэма из-за потасовки, которую затеяли… жители Грэсфорда. 70-е годы принесли городу взлеты и падения. Его футбольная команда четыре раза принимала участие в Кубке обладателей кубков и дважды доходила до шестого раунда Кубка английской лиги. Но упадок индустрии произвел разрушительный эффект на Рексхэм. «Я хорошо помню, как мой отец потерял работу. Семья хотела переехать, чтобы он смог зарабатывать деньги, - вспоминает один из Frontline. - Но, похоже, все хотели сделать то же самое, цены на недвижимость резко упали, и мы не сумели продать дом. Но даже тогда отец находил деньги, чтобы мы вместе ходили на футбол и болели за наш маленький великий клуб». Экономическая ситуация в Рексхэме за последние 20 лет пришла в норму. Но его до сих пор противопоставляют процветающему Честеру: валлийские болельщики гордятся тем, что их город пережил трудные времена и возродился из пепла.
Честер в отличие от города-соперника никогда не полагался на промышленность. Здесь работали «белые воротнички», преимущественно в финансовой отрасли. Часы на главной башне города имеют всего три циферблата. Сторона, обращенная к Уэльсу, осталась пуста по воле архитектора, который сказал: «Честер не желает показывать время Уэльсу». Древний закон гласил, что любой житель Честера может выстрелить из лука в валлийца, если последний не покинет город до захода солнца. Вражда осталась навеки. «Наши болельщики ощущают себя и родной город затоптанными зажравшимся Честером, - говорит валлиец Джим Грин. - Его чертовы достопримечательности не лучше нашего Куинз Парка».
Район Куинз Парк - постоянный источник неприятностей Рексхэма - насчитывает 14 тысяч жителей. В 2003 году там произошло серьезное столкновение между переселенцами, коренными жителями и полицией. Участники Frontline тоже были вовлечены в беспорядки.
Честер вдвое превосходит соперника по числу жителей: их более 90 тысяч. А болельщиков у него почти в два раза меньше. Отчасти потому, что за «Рексхэм» болеют во всем Северном Уэльсе. «Честер не заслуживает того, чтобы у него был свой футбольный клуб, - негодуют валлийцы. - Он слишком шикарный для футбола. Ему бы заниматься греблей, теннисом, гольфом и подобной пафосной ерундой! Мы носим практичную простую одежду, они же наряжаются в розовые рубашки и мажут волосы гелем. Мы любим покуражиться, хорошо выпить, покричать песни. Они пропустят кружечку и чешут языки с дамочками. Поэтому многие наши девчонки предпочитают гулять в Честере. Им нравится, как эти слюнтяи относятся к ним. А нас считают лохами, дуры!»
« С населением почти в 100 тысяч человек мы не можем собрать и трех тысяч болельщиков на субботних матчах, - говорят фанаты «Честера». - Нам кажется, у местных органов власти и города в целом нет такой страсти к футболу, как у наших соперников из Рексхэма. Этому стоит у них поучиться. Многие в Честере завидуют такому качеству валлийцев. Они могли бы собирать и по десять тысяч каждую неделю, если бы уровень их доходов был выше. Раньше так и происходило. А вот в Честере такого не припомним. Кроме того, северные валлийцы отождествляют себя с Рексхэмом. А маленький Честер затерялся между Ливерпулем и Манчестером. У нас всего пять пригородов. Населенные пункты на расстоянии больше 7-8 км к нам не относятся и не болеют за «Честер Сити».
Другой поклонник «Честера» смотрит на ситуацию иначе. «Как можно говорить, что наш город не создан для футбола, когда кипят такие страсти на дерби с «Рексхэмом», когда болельщики плачут из-за перевода команды в низшую лигу?!» - недоумевает Сью Кулартон, представитель Chester Exiles («Честерские Изгнанники»), фанатской группировки, насчитывающей около ста человек.
Три месяца спустя мы снова приезжаем в Рексхэм. Конец марта. Кордон из полицейских машин выстраивается около станции, в двухстах метрах от арены «Рейскорс Граунд», где предстоит встреча с «Честером». Стражи порядка опять решают, что безопаснее проводить матч после обеда.
В Честере продано 1340 билетов, 250 из них - известным «беспредельщикам», которые должны прибыть на станцию за полчаса до начала матча. Их будет встречать полицейский отряд из офицеров внушительной комплекции в бронежилетах. Понимая, что полиция не допустит их приближения к соперникам, представители Frontline спокойно сидят в том самом пабе. Самые шустрые развесили над мостом при въезде в город флаг с надписью «Добро пожаловать в ад!». Но полицейские быстро сняли его.
В планы большинства из присутствующих на стадионе 7240 болельщиков «Рексхэма» не входит затевать беспорядки. Они смотрят на соперников с холодным презрением. Небо над стадионом патрулирует полицейский вертолет, а офицеры с собаками контролируют ситуацию на земле. Камеры телекомпании CCTV снимают происходящее. Айриш указывает на одну из них и говорит: «Ненавижу их. Они не дают нам разгуляться как следует!» Среди толпы фанатов он узнает кого-то и жмет руку парню, который, судя по состоянию его зубов, нечасто ходит к дантисту: «Это ярый болельщик «Манчестер Сити», - комментирует Айриш. - Помню, я набивал ему татуировку с эмблемой «Сити». – «Двухкомандные» болельщики хорошо поддерживают клубы в низших лигах. Они могут позволить себе сходить на дневной матч «Рексхэма», а потом успеть на вечернюю игру премьер-лиги на «Олд Траффорд» или «Энфилд Роуд».
За пять минут до прибытия поезда из Честера звонит мобильный Айриша. «Frontline подтягивается!» - констатирует он. Это означает, что вскоре полиция оцепит толпу «Красных драконов» не менее чем в ста метрах от станции, чтобы дать возможность прибывшим англичанам спокойно добраться до стадиона. Тем временем толпа фанатов «Честера» высыпает из поезда, их сразу окружают отряды полиции.
«Англия! Англия! Англия! - распевают они. - А вы - вонючая деревенщина!».
«Северный Уэльс! - горланят в ответ болельщики «красных». - Мы гордимся, что мы из Рексхэма!»
Полицейская операция проходит безукоризненно. Фаны «Честера» в сопровождении стражей порядка добираются до стадиона. Спустя пять минут на арену разрешают пройти и поклонникам «Рексхэма». Последние стараются догнать противников и затеять потасовку, но это им не удается.
Большинство представителей Frontline располагается на трибунах сектора, названного в честь Прайса Гриффетса. Благодаря ему команда держалась на плаву 25 лет! Гриффетс, крупный местный бизнесмен, был ярым поклонником валлийской команды и еще до своего назначения на пост директора клуба в 1977 году успел построить на стадионе трибуну со стоячими местами. Впоследствии Прайс стал владельцем «Рексхэма» на 14 лет, с 1988 по 2002 годы. Сейчас он снова президент клуба, и его популярность с годами лишь выросла. Хотя некоторые болельщики критикуют его за следование политике бывшего владельца, Алекса Гамильтона, который хотел снести «Рейскорс Граунд», колыбель валлийской команды с 1872 года, и продать землю под застройку крупного бизнес-центра. На этом стадионе валлийцы в 1877 году впервые провели международный матч. Тут играли «Андерлехт», «Манчестер Юнайтед», «Рома», «Порту» и «Хайдук»... Общественность воспрепятствовала планам Гамильтона, и для «Рексхэма» настали тяжелые времена: у команды вычли десять очков, она оказалась в одном из последних дивизионов лиги.
У двух клубов гораздо больше общего, чем они сами признают. Несмотря на богатую историю, они еще недавно были на грани распада из-за серьезных финансовых проблем. «Фанаты обеих команд достаточно натерпелись от их изворотливых владельцев и прониклись уважением друг к другу, - рассказывает болельщик «Честера» Найджел Натт. - Многие из нас и наших соперников считают, что клубы смогут пережить все сложности! Я искренне соболезную «Рексхэму». Надеюсь, он придет в себя, и мы сможем побороться в следующем сезоне!»
Однако теплые чувства не всегда обоюдные. «По мне лучше, чтобы «Честер» прекратил существование, - говорит фанат Пол Бейкер. - Я презираю этот клуб и этот город. Хочу, чтобы «Честер» покатился в тартарары!»
За несколько недель до этого матча «Честер» умудрился проиграть 12 раз из 14 и опустился с 6-го места на дно турнирной таблицы второго дивизиона. Первый тайм показывает: команда не в форме. «Рексхэм» забивает два гола и не дает противнику реализовать пенальти. Второй гол фанаты встречают песней: «Давай, «Рексхэм»! Забивай, пока мы не пресытимся!»
«Райти, какой счет?!» - не унимаются и Frontline, обращаясь к тренеру «Честера» Марку Райту. «Мы вас сделаем!» - горланят валлийцы. «Вы продуете!» - орут фаны «Честера», разворачивая огромный плакат с надписью «Козлы!».
Во втором тайме английский клуб ведет себя энергичнее. На 89 минуте ему удается забить. С финальным свистком стадион взрывается аплодисментами фанатов «Рексхэма», они размахивают флагами и шарфами, стараясь задеть соперников. Патрульные вертолеты снова появляются над стадионом. Толпа Frontline протискивается к выходу. В целях конспирации валлийцы надвигают капюшоны, пытаются проскочить мимо полиции к противникам. Но у полицейских все под контролем.
«Полиция поработала на славу, - констатирует немолодой болельщик «Рексхэма». - Мы бы пересчитали все зубы «синим», если бы добрались до них. Хотя помню, на моем веку было и наоборот. Они приехали и раздавили нас в лепешку».
- Не было такого! - возражает его товарищ.
- Было, было, ты еще пешком под стол ходил!
- «Честер» не смог бы сделать «Рексхэм»!
- Но сделал!
Похоже, спор затянется надолго.
УПД: Спора больше нет, ибо Честеру краныт из-за долгов...
Текст FourFourTwo, 2005 год. Перевод TF
ЧЕСТЕР VS РЕКСХЭМ
CHESTER CITY
В сезоне-2005/06 «Честер» занял 15-е место в Сoca-Cola League Two.
Стадион: Saunders Honda Stadium (ранее носил название Deva Stadium), 6012 мест, для гостей - 1500 мест, билеты стоят от 15 до 17 фунтов стерлингов.
Лучший паб в городе для просмотра дерби: The Coach and Horses.
WREXHAM
В сезоне-2005/06 «Рексхэм» занял 13-е место в Сoca-Cola League Two.
Стадион: Racecourse Ground, 15 500 мест, для гостей - 2900 мест, билеты стоят от 14 до 17 фунтов стерлингов.
Лучший паб в городе для просмотра дерби: Elihu Yale, Regent Street.