«От безумных 80х к злаебучему 2005!» статья из фанзина Novita #5
Фанатизм в Уфе зрел давно. Первые выезды безумцы-одиночки, вроде Олега Сафина, совершали ещё в середине 80-х. Клуб тогда носил название «Гастелло», а некоторые психи, колеся за ним, добирались аж до Кутаиси. Но настоящим фанатами их назвать было трудно. (krnr: почему? — по-моему неплохо, для 80х-то...)
Всё изменил конец сезона 90-е года, когда на стадион «Гастелло» пожаловали девять свердловских «монстров» во главе с Фантомасом. Уфимцев поразила не столько их безумная шиза и не столько же безумное пиротехническое шоу (их файер задымил всё поле), сколько то, что пили гости. А те, ничтоже сумняшеся, расслаблялись в лёгкую... «Нихтинолом» — средством для мойки окон! Шокированные этим уфимцы решили организовать всю передовую общественность стадиона и создать что-то похожее на свердловскую «ультрас-бригаду». Немаловажным штрихом в истории уфимского фан-движения служит также знакомство с фэнами пермской «Звезды»: Зорким и Саней-Рыжим, положившее начало долгой дружбе.
1991 год — начало.
Рафа и Ник — так звали основателей и идейных вдохновителей уфимской банды фэнов. Первый выезд (Куйбышев) позвал в дорогу семерых супортеров. Цвета были тогда красно-белыми, такого же цвета были первые самодельные флаги и розетки — простые, полосатые. В том же 1991 году были пробиты Саратов, Ульяновск, Волгоград, Москва (Асмарал, Спартак на кубок).
Последний выезд стоит особняком: это была первая игра «Гастелло» с грандом советского футбола. На уфимской игре побывало около 50 мясных во главе с Профессором. На ответную игру отправился уфимский фэн — Поэт (он же Пушкин). Москвичи долго не могли понять, что это за парень в красно-белой розе шизит за представителей славной столицы БАССР?
Следующий 1992-й год принёс массу изменений в футбольном хозяйстве. Прекратил своё существование чемпионат СССР, и «Гастелло» стало участником соревнований первой лиги, проводимых под эгидой чемпионата России. В том году уфимцы посетили Пермь, Тольятти, Магнитогорск, Челябинск, Миасс, Волжский и Волгодонск. Начались первые вояжи на шайбу: Челябинск, Магнитогорск, Ижевск, Свердловск, Пермь. На секторе, по рассказам соратников, собиралось по 50-60 фэнов. Выездная активность была гораздо ниже: в основном ездили Ник, Рафа, Молодой, Лёха, Сафин и Пушкин.
В 1993 в клубе начинаются финансовые неурядицы и он меняет название на «КДС-Самрау» и начинает выступать во 2 лиге. К сожалению турнирные неудачи отражались на посещаемости фан-сектора. Впрочем банда по-прежнему держала крепкое третье место в рейтинге уральских фан-формирований вслед за свердловчанами и пермяками.
Несмотря на это, на выезда отправлялось всего по 4-5 рыл. Фанаты посетили Новотроицк?, Оренбург, Магнитогорск, Стерлитамак, Курган, Верхнюю Пышму?, Альметьевск?, Вятские Поляны, Кротовку. Кстати, в Пышме не в меру пьяные Ник с Рафой устроили кровавый махач с местными кузмичами. Впрочем, конфликты случались и раньше.
Уфимские суппортеры, сменившие цвета на зелено-бело-голубые (под цвет суверенного флага), продолжали отчаянно шизить, пьянствовать и буянить, не смотря на все ухудшающую игру своих любимцев. Рафа пробивал медвытрезвители, Молодой — детприёмники, а над стадионами Урала продолжал разноситься клич: «В жару и в холод, в снег и в зной — знай Гастелло, мы с тобой!»
Первый кризис
1994 г. стал последним для уфимской фэн-волны. Молодёжь уходила в армию, Ник женился, а команда продолжала валиться, лихорадочно пытаясь удержаться на плаву, меняла руководство, спонсоров, названия: Самрау, Эстель, Агидель... Фэны были только в Магнитогорске, Н. Челнах (кубок), Ижевске и дважды в Стерлитамаке (чемпионат и кубок). Футбол в Уфе умер. ПОГИБ И ФАНАТ Лёха, пробивший самый дальний, на тот момент, выезд: он один побывал в Волгодонске. Помним и скорбим!
Но был ещё хоккей: «Салават Юлаев» играл от чемпионату к чемпионату всё лучше и лучше, начинал подбираться к медалям, что не могло не привлечь народ на трибуны. Напомню, что уфимцы и раньше выезжали за С.Ю, не разделяя для себя футбол и хоккей, короче, руководствовались девизом: «Летом — мячик, зимой — шайба».
Хоккейный бум
Именно в эти «постфутбольные» годы заявил о себе бывший молодой гастеловец Азамат, известный в узких кругах по прозвищу Зома. Он, некоторые старые фэны и молодёжь стали потихоньку выезжать за Салават — продолжать правое дело. Наиболее шумные выезда были в 96 году. Можно выделить автобусный вояж в Самару и Тольятти, где была масса народу — как фэнов, так и кузмичей.
Особняком стоит год 1997 — год первого зарубежного выезда уфимских фанатов. Азамат сотоварищи пробили Тампере (Финляндия) на Континентальном кубке — аналоге футбольного кубка УЕФА. Несмотря на то, что наши хоккеисты выступали неудачно, эмоций от общения с еврофэнами было масса. Особенно запомнились Зоме грандиозная шиза двухсот немцев, приехавших поддержать «Айсбарен» из Берлина, и столь же грандиозная пьянка в одном из финских пивбаров. Неудивительно, что уфимцы легко нашли общий язык с берлинцами.