Неведомой миру книгой желаний стала Напрудная башня Новодевичьего монастыря
Сто раз, наверное, спускался я от ворот Новодевичьего монастыря к пруду мимо круглой наугольной башни, а в сто первый остановился у ее подножия. И взгляд мой упал на надпись:
" Святая София! Помоги мне, пожалуйста, в ближайшее время выйти замуж за человека, с которым я буду счастлива до конца дней моих и не буду знать горя". Я пригляделся. Все основание могучей башни на высоту человеческого роста было густо покрыто разнообразными надписями. Каллиграфически ровными, небрежными, сделанными карандашами, фломастерами, нацарапанными на штукатурке.
"Святая Софья, помоги мне найти девушку в моем вкусе, с хорошим характером, с квартирой и с машиной. И чтобы она никогда не бросила меня".
" Царевна Софья! Помоги мне выбрать вуз. Хочу счастья и здоровья".
Двигаясь по кругу вдоль подножия башни, я как зачарованный читал и читал, не отрываясь. Неведомая миру книга желаний москвичей и гостей столицы, лукавых и искренних, возвышенных и практических. Некоторые надписи были уже полу- стерты, размыты дождем, но разобрать можно было.
"Св. София! Я хочу, чтобы моего сына не забрали в армию, хочу купить квартиру большую и выйти замуж".
"Святая Софья, я очень хочу поступить в Питер на бюджет!
Я верю".
Софья, София, думал я. Ну да, ведь это Напрудная башня, сюда Петр заточил царевну Софью, перед окнами ее повешенные стрельцы качались. Тут, в монастыре, и умерла она. Но разве успели ее в святые произвести? За что? И когда это, спрашивается, начала она чудеса творить?
"Св. София! Помоги мне! Хочу, чтобы Алексей сходил с ума от любви ко мне, Марине, а Таню забыл навсегда".
"Святая София, помоги мне снять проклятие с моего рода, посланное моей бабушке".
Рядом со мною остановилась молодая женщина и тоже стала читать надписи. "Вы не знаете, почему все это здесь написано?" — спросила она. Я сказал, что в башне этой сидела царевна Софья. Тут женщина меня разочаровала: "Царевна Софья? А кто это?" "О святая Софья! Помоги мне найти себе жену, холостую и не имевшую детей. И чтобы она меня любила и понимала".
"Св. Софья! Хочу наконец обрести любовь. Помоги мне найти мужа".
Я вернулся к монастырским воротам, зашел в информационное бюро музея и спросил у двух служительниц, давно ли у них такое творится. Оказалось, что уже несколько лет. Началось все с какой-то то ли статьи в газете, то ли с телепередачи о том, что Софьина башня, видите ли, исполняет желания. Загадывая их, надо обязательно к башне прикоснуться. "С тех пор идут и идут, — жаловались сотрудницы информбюро. — Толпами. Не в музей, не в собор, а все башню ищут".
"Св. Софья! Помоги устроиться на хорошую работу! И еще помоги мне получить жилье в этом году, отдельное, свое".
"Святая и великая Софья! Помоги мне в этом году поступить в медицинский университет и его окончить с красным дипломом!" Тут же явилось живое подтверждение — не вполне трезвый горожанин средних лет. Он поинтересовался, где купить свечей. Услышав, что тут музей, а не храм, он приступил к главному: где тут башня, которая исполняет желания?
"Святая София! Очень прошу тебя послать примирение моим поссорившимся родителям".
"Святая София! Помоги защитить курсовую, учиться хорошо в МГУПе, встретиться с Рустамом, быть счастливой".
Указав благочестивому гражданину путь, я вошел в монастырь. В бывшей стрелецкой караульне у наугольной башни, где ныне музейная экспозиция, всем желающим выдают в качестве прокламации вырезку из церковного журнала, где обстоятельно разбирается отнюдь не одобряемая церковью привычка просить чуда у башни и у царевны Софьи, которая никогда не была святой. Современников призывают не воскрешать языческие традиции, а молиться Богу в храме. Похоже, однако, что призывы не очень-то действуют.
"Святая София! Помоги бросить пить и курить! Спасибо!" "Святая София! Помоги нам сберечь нашу любовь, помоги нам в эти трудные минуты расставания обрести терпение и ждать друг друга!" Вернувшись домой, я принялся изучать историю вопроса. Выяснилось, что мистически настроенными современниками почитается в Москве волшебной не одна Напрудная башня Новодевичьего монастыря, которая "специализируется" на любви и семейном благополучии. Древо желаний, обвязанное белыми ленточками, есть и в Коломенском, а если влюбленным дать поцеловаться на одном мостике в Нескучном саду, любовь будет вечной. Описания сказочных мест обнаруживаются не только на сайтах типа "Женские страсти" и " Между нами, девочками " , но и в правительственной " Российской газете".
"Дорогая Софья! Дай мне материального благополучия и счастья. Хочу выйти замуж в этом году". "Святая Софья, помоги найти квартиру".
Если бы я был этнографом, написал бы диссертацию о народной религиозности в начале просвещенного XXI века. Был бы публицистом — создал бы прочувствованный очерк о падении или возвышении нравов. Был бы социологом — отчет о том, чего катастрофически не хватает согражданам.
"Софья, помоги, пожалуйста, нам в том, что считаешь важным и нужным. Прости грехи наши". "Хочу сегодня 1000 рублей. Спасибо". Но ни того, ни другого, ни третьего я делать не стал. Вспомнил еще одну надпись:
"Св. Софья, помоги всем этим нижеподписавшимся понять, что все, о чем они просят, сбудется! Надо просто хотеть и верить".
И захотел было написать на башне не в тему:
"Царевна Софья! Пошли, пожалуйста, все громы небесные и кары земные на головы разрушителей старинной Москвы, которую ты когда-то отстраивала!" И приписать, как положено: "мене, текел, фарес*".
Но не стал. Ведь если современные правители России этого не делают, то какой спрос с царевны, отстраненной от власти Петром Великим в далеком 1689 году?
*"Мене, текел, фарес" (исчислено, взвешено, разделено) — слова, начертанные на стене таинственной рукой во время пира вавилонского царя Валтасара незадолго до падения Вавилона от рук Дария Мидийского.