FORUM Суббота, 18.01.2025, 03:50
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Незванный Гость хуже татарина | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Lindros, котофей  
Судьба стадиона
LindrosДата: Среда, 10.06.2009, 13:51 | Сообщение # 1
Scarfsworld member
Группа: Администраторы
Сообщений: 2496
Репутация: 10
Статус: Offline
Судьба стадиона

Со стороны малой трибуны стадиона «Сокол» хорошо видна аббревиатура СЭПО на высотном корпусе предприятия. Над гребнем дочернего спортсооружения она подобна венцу. Для многих жителей Саратова эти объекты являют собой непреложную ассоциативность — вкупе с именем футбольного клуба «Сокол», рожденного здесь более четырех десятилетий назад. Теперь же почти ничто не напоминает о былом значении арены. Лишь под хаосом графитти, испещривших ее верхний ярус, следы букв лозунга «Выше знамя советского спорта!». Да порывы зимнего ветра, проносящегося над поляной, шевелят засохшую траву, клочки которой выглядывают между плитами конструкции, где щерятся ржавые зубья остовов лавок.

Цех номер семь
Память неизменно возвращает в залитый солнцем день, еще не успевший стать государственной датой — 12 июня 1987 года, когда футболисты «Сокола» принимали «Кубань» из Краснодара. Согласно протоколу, тот матч наблюдало восемь тысяч зрителей, но в действительности тогда их спрессовалось вокруг поля и беговых дорожек гораздо больше. У касс на улице Одесской давились в надежде ухватить хотя бы контрамарку; болельщики сидели, подстелив газеты, на ступеньках трибун и на травяном скате, который служил естественным продолжением малого пояса лавок, грудились под кронами деревьев. Такая картина отличала и многие игры чемпионского сезона «Сокола» в 86-м. Порыв же хозяев, трижды безответно поразивших во втором тайме ворота будущего победителя первенства — «Кубани», явил классику саратовского стиля атаки. Облик той нашей команды надежно соотносился с маленьким стадионом на 3-й Дачной, остававшимся ее домашним Колизеем девять лет, пока шла реконструкция арены «Локомотива». Под козырьком его восточной трибуны зародилось движение местных футбольных фанатов. Тут начинался путь иных широко известных мастеров кожаного мяча. Здешний, когда-то великолепно ухоженный газон, посещали клубы почти из всех регионов России, а также из Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана.

Открывшийся в июне 1972-го, этот стадион строили по инициативе замдиректора СЭПО Леонида Кирика — футбольного мецената. Данное спортсооружение на 4500 посадочных мест считалось образцовым для своего времени. Особенно качественно была сделана дренажная система, по сей день исправно функционирующая. Объект держал марку предприятия, где работало около восемнадцати тысяч человек и выпускалось до ста наименований товаров народного потребления, среди которых громкой славой пользовались холодильники. Завод принадлежал оборонному комплексу, каждое его подразделение носило номерной знак. Стадион числился под цифрой семь, его также называли цехом здоровья: там, в соответствии с утвержденной генеральным директором объединения физкультурной программой, регулярно проводились спартакиады завода по 29 видам спорта — аналогов этого не было ни в одной организации Саратова и области.

Неподдающийся «Учитель»
Юрий Кошелев — знаковая фигура. Мастер боевых единоборств, еще в 70-х годах создал свою детскую школу самбо, сохранившуюся поныне, продолжающую готовить отличные кадры. Через его руки прошла целая плеяда дзюдоистов — обладателей всевозможных поясов. На родине этой борьбы — в Японии, такого человека величают словом «Сенсей» — «Учитель». По основному роду деятельности Юрий Петрович сейчас директор небольшой гостиницы, которая и называется — «Сенсей и К».

В смутные девяностые годы он не ушел в бизнес, как поступили его многие коллеги. Однако его способности предпринимателя позволили избежать полного упадка стадиона «Сокол», когда СЭПО в период кризиса в одночасье освободилось от большинства подразделений своей социальной сферы. Распродали все — водную базу с яхтами, тиры; помещение, где находился клуб любителей бега, теперь отдано под сауну. Развивающийся капитализм поддерживает лишь то, что дает быструю прибыль. Спортсооружения сами по себе изначально не могут быть ее источником. Участь пасынков постигла «Волгу», «Торпедо», «Спартак», «Авангард», оказавшихся в руинах. Директор Кошелев свое детище не бросал, пусть ему предрекали — «Не выживешь!».

От проблем стадиона полностью открестилось областное министерство спорта — мол, это же частная компания. Но ни от предприятия, ни от футбольного клуба «Сокол», в чьей структуре продолжала оставаться эта заводская арена, не поступало средств и на обычный косметический ремонт. Он обеспечивался исключительно из кармана Юрия Петровича. За свой счет начальник цеха здоровья покупал землю, перегной, речной песок для засыпки поля, в НИИ «Юго-Восток» приобретал самое дешевое зерно — по 400-450 килограммов, для газонной травы. Чтобы зарабатывать на жизнь, оплачивать коммунальные услуги, налоги и так далее, пришлось открыть на территории объекта автостоянку. «Мы доказали, что можно остаться на плаву при условии нормальных взаимоотношений между арендатором и арендодателем, — резюмирует Кошелев, — У нас продолжали заниматься пять детско-юношеских и две общеобразовательных школы, два ГПТУ, секции акробатов, легкоатлетов, футболистов — время и место находилось всем. И зарплату наши сотрудники получали хоть и весьма скромную, но стабильную».

Нельзя не восхищаться тем профессионализмом, который проявили во время подготовки поля к официальным матчам «Сокола», назначаемым здесь ранней весной в середине девяностых. На листах фанеры оттаскивали снег, затем из аэропорта пригнали специальный агрегат, коим просушивают взлетно-посадочную полосу — «Это был конец света! Вырванный струями горячего воздуха дерн летел через забор аж до Торгового Центра!». После — выравнивали граблями, ручным катком. Но влага продолжала обильно выступать на поверхность. И тогда за четыре часа до начала игры прибыли два вертолета: зависнув в метре от земли, они крутили лопастями на полных оборотах, пока верхний слой поляны не стал более-менее твердым.

Воздушные замки
«Обидно, что к служащим спортсооружений у нас относятся зачастую, как к людям низшего сорта», — заметил Кошелев. В год его пятидесятилетия — 1998-м, восемь организаций приобщились к письму на имя тогдашнего областного министра спорта Андрея Россошанского с ходатайством присвоить юбиляру звание заслуженного работника физической культуры. С тех пор соискатель многократно переделывал свои документы, однако всякий раз они бесследно исчезали в недрах этого ведомства. Вопиющую служебную фанаберию выказал другой наш спортивный министр Андрей Марченко. Однажды Кошелев осторожно поинтересовался насчет своего шанса хотя бы к пенсии получить такого рода оценку заслуг. На это сановитый чиновник, «не повернув головы кочан», процедил с высоты роста, — «Работать надо!». «Тут у меня в душе все и оборвалось, — признался Юрий Петрович, — выходит, предыдущие сорок с лишним лет я не работал, а шутил? И все мои труды ушли в пустоту, как никому не нужные?».

На самом деле опыт персонала объектов спортивного назначения бесценен. Копится он годами. В строю осталось очень мало тех, кто в совершенстве постиг специфику этого ремесла. Смену же им нередко подбирают в худших партийно-советских традициях: трудился человек в торговле, а его вдруг взяли и кинули на баню. Например, Вадим Шинкаренко, кстати, недавно освобожденный от должности гендиректора областного ГУП «Региональный центр спортивной подготовки» (в чьем оперативном управлении состоит большая часть территории стадиона «Сокол»), ранее был «патроном» ледового дворца «Кристалл», а до этого вообще работал в милиции. Также трудно поручиться, что нынешний директор арены «Сокол» Игорь Швецов знает на подчиненном ему участке каждую клепку и каждый винтик. Во всяком случае, засевать футбольное поле там прекратили: трава по весне всходит сама, ее иногда подстригают. Однако его состояние просто безобразное: в отдельных местах даже поднялся на поверхность гравий. Говорят, поляну окончательно сгубило решение залить здесь прошлой зимой каток. И хоть бы серьезные деньги на этом «наварили»! Так не повелся приличный народ на сие нововведение, ибо нет на стадионе ни помещения, где можно было бы погреться, ни нормального буфета, даже посидеть толком негде посетителям. Зато через распахнутые круглые сутки ворота хлынул сюда криминальный элемент. В результате переломали множество лавок на главной трибуне. Привезенные же на «Сокол» конструкции новых трибун, теперь лежат балластом под завалами снега.

Одно время на право владения данным стадионом претендовала компания «Родионов и К». Видный бизнесмен намеревался включить его в холдинг вместе с плавательным бассейном «Юность», воздвигнув здесь игровой манеж для баскетбольного «Автодорожника», но в итоге не пришел к соглашению с администрацией СЭПО. Еще более грандиозный план реконструкции зарождался в уме гендиректора ФК «Сокол» Владимира Бурмистрова. «Гражданпроект» изготовил блестящий макет: на площади стадиона должны были расположиться искусственное всепогодное поле, трехэтажное здание футбольного интерната, большой спортзал с беговыми дорожками и тренажерами, прочие строения. Здесь не только могли бы проводить часть предсезонной подготовки футболисты, экономя на дорогостоящих кисловодских и турецких сборах, но занимались бы представители многих других дисциплин: места хватило бы всем. Предполагалось перевести объект на самоокупаемость и круглосуточный цикл работы как в иных спорткомплексах Москвы. Все это оказалось воздушным замком: Бурмистрова сняли с поста, а упомянутая проектно-сметная документация словно испарилась.

Увы, сейчас в Саратовской губернии нет даже программы развития спортсооружений.

Быть или не быть?
Когда директором стадиона «Сокол» был Юрий Кошелев, в его подчинении находилось порядка ста человек. Теперь на весь этот объект площадью примерно в полтора гектара, осталось трое сотрудников, не считая руководящих лиц. К слову, подземные водоводы на «Соколе», которые не меняли с 80-х годов, из-за своей ветхости стали как фольга. И прилегающей к стадиону территории грозит поистине Ноев потоп.

Не меньшей головной болью, как уже было отмечено, является фактическая незащищенность внутреннего периметра сооружения. Вместо сторожей на нем присутствуют лишь дежурные помещений. В результате то, что не уничтожается вандалами, растаскивается обитателями округи. Хоккейную коробку разобрали на доски. Охотники за цветным металлом спиливали алюминиевые опоры сидений; некоторые даже, рискуя жизнью, поднимались по ночам на верхушки осветительных мачт, чтобы срезать кабели, свинтить мощные лампы вместе с придатками из дорогостоящего силумина. Похитителей иногда ловили с поличным. Но в отделении милиции, как правило, их тут же отпускали. Впрочем, однажды директор стадиона запросил стоимость услуг вневедомственной охраны — в расценках до дефолта 1998 года. Ответ пришел ошеломляющий — 38 тысяч рублей в месяц на одного стражника. И продолжало здесь гулять грабительство…

С той поры как СЭПО утратило организационную монолитность, у его цеха здоровья появилось сразу несколько хозяев. В 1995-м было создано ООО «Спорткомплекс «Сокол». Олимпийский комитет России обещал предоставить грант на реконструкцию объекта под названной эгидой. Этот посыл не состоялся, и стадион перешел к муниципалитету. Недавно расторгнут договор купли-продажи доли собственности, заключенный между областным правительством и дочерним предприятием СЭПО-ЗЭМ, являющимся нынешним учредителем ООО»Спортивно-восстановительный комплекс «Сокол», коему принадлежит право аренды части территории объекта. На его землю также претендуют три торговые компании и один банк. Относительно планов его развития Региональной центр спортивной подготовки упорно хранит молчание. Не дают комментариев и на СЭПО. Закрадывается опасение: не захотят ли пустить центральный стадион крупнейшего в Саратове Ленинского района под нож бульдозера? В планетарном масштабе подобных прецедентов немало. Например, прекратили существование такие знаменитые храмы футбола, как «Де Меер» — вотчина клуба «Аякс» (Амстердам), лондонский «Уэмбли», барселонская «Саррия», на месте которой воздвигнут фешенебельный отель. Судится снос и культовой арене спорта в Санкт-Петербурге — «стотысячнику» имени Кирова.

Кошелев считает, что будущее спортсооружения во многом зависит от работающего на нем коллектива. Допустим, стадион «Салют» на 5-й Дачной устоял благодаря энергии главы здешнего футбольного клуба Владимира Хорольцева и за счет подпитки из областного бюджета. «Сокол» — один из немногих в Саратове спортивных объектов, наперекор общей ситуации продолжающий быть активно задействованным. Тут по-прежнему занимается много различных групп и секций, тренируются воспитанники футбольной СДЮШОР. Подчеркнем, что решение дилеммы «быть или не быть» — прерогатива не только различного ранга чиновников и бизнесменов, но и общественности, обязанной высказать свое веское слово.

Фотография: Александр Тиховод.


Атец!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

by Carter Site Сайт создан в системе uCoz