Лиепайские фаны футбола равняются на Европу 03.01.2007 Уже известны первые соперники "Лиепаяс металургс" в будущем сезоне, футболисты вернулись из отпуска, чтобы приступить к тренировкам, а фаны еще могут себе позволить отдохнуть до того момента, когда приступят к активной работе, чтобы и в дальнейшем подтвердить сказанное игроками и тренером команды о лиепайчанах как о самых лучших фанах Латвии. Фанов футбола во всем мире можно назвать своего рода субкультурой, и это относится также к Латвии.
Фаны отличаются чрезвычайной верностью своему клубу и желанием его поддержать, невзирая ни на что. Для фанов матчи их любимой команды означают много больше, чем просто вид спорта. Точнее всего образ жизни фанов можно охарактеризовать, сказав, что не футбол подчинен их жизни, а их жизнь (карьера, семья) подчинена футболу.
Значимую роль в этой субкультуре играет стиль одевания, который в большей части Европы подчинился влиянию так называемой британской культуры "casual", что означает одеваться по-будничному и удобно, в то же время придерживаясь определенных брендов, амплитуда которых весьма обширная – начиная от многих доступных изделий фирм "Puma" и "Adidas", до повсеместно дорогих "Stone Island", "Henri Lloyd" и даже "Prada". Еще к популярным фирмам одежды следует упомянуть "Burberry", "Aquascatum", "Fred Perry", "Lacoste".
Это все о визуальном облике, но еще большее значение имеет то, что надето на головы фанатов. Нередко можно услышать мнение о футбольных болельщиках как о подонках общества, которое в большой мере сохранилось с тех времен, когда британские хулиганы приводили в ужас всю Европу. Трудно представить, как подонки общества могут себе позволить приобретать даже по стандартам богатых стран Старого континента столь дорогую одежду, что в большой мере свидетельствует о достатке и хорошо оплачиваемой работе этих парней. Вопрос совсем о другом – почему фаны почти во всем западном мире являются фанатичными сторонниками одного вида спорта.
Субкультура фанов отнюдь не является столь монолитной, как может показаться нейтральному наблюдателю со стороны – она подразделяется на несколько подклассов. Хулиганы – самый известный из них и благодаря средствам массовой информации самый видный. Это направление началось в Англии, где благодаря усилиям правительства в наши дни оно если и не полностью искоренено, то заметно ограничено. Но "достойными" последователями британских хулиганов являются польские, русские, украинские, хорватские, болгарские, чешские, французские, швейцарские и даже кажущиеся миролюбивыми голландские фаны. Во всей Европе распространен лозунг – "Support your local football club" ("Поддерживай местный футбольный клуб"), и для этих ребят родной клуб означает столь многое, что они готовы защищать его цвета и честь всеми понятными им способами.
Еще одним значимым движением фанов являются "ультра". Это движение появилось в Италии, но подобно футбольному хулиганству с годами распространилось по всей Европе. Лучше всего его характеризует болельщик команды "Лацио" Максимилиано Конти: "В отличие от обычных болельщиков, "ультра" – фанаты, которые живут ради своей команды и которые по окончании рабочего дня не идут домой, чтобы отдохнуть, а встречаются со своими единомышленниками, чтобы подготовиться к предстоящим матчам – подготовить хореографию (оформление сектора), плакаты, флаги или просто пообщаться с людьми, которые тебя понимают. Ты не можешь быть "ультра" лишь в дни матчей, таким ты должен быть семь дней в неделю, 365 дней в году! "Ультра" – это те, кто на свои средства отправляется в поездки только ради своей веры, своего особого менталитета, цветов своей команды, города".
В третью категорию входят болельщики, или тифози, которые в Латвии более известны, поскольку в эту категорию лучше всего вписываются болельщики хоккейной сборной страны. Много шума и пива, но мало идей, оформление сектора отличается лишь несколькими флагами любимой команды, в свою очередь, репертуар песен и лозунгов чрезвычайно бедный.
В Латвии благодаря популярности хоккейной сборной самой распространенной является эта третья категория, но постепенно развиваются и две вышеупомянутые.
Лиепайчане за свою команду активно болели многие десятилетия и не всегда ограничивались одной лишь поддержкой своей команды, распевая песни и скандируя лозунги – временами приходилось пускать в ход и кулаки или некие более убедительные аргументы, но появление организованного движения фанов в городе связано с созданием футбольной команды "Лиепаяс металургс". Сначала подростки, именующие себя "Red blue metal" ("Красно-голубой металл") больше поглядывали в сторону российских хулиганов, но это направление у нас как следует не привилось. Говоря конкретно о "RBM" – после отъезда нескольких ее лидеров из Лиепаи, движение распалось, и были годы, когда в так называемом секторе фанов, который находится в южном конце восточной трибуны стадиона "Даугава", не было ни одного активного болельщика команды. Ситуация изменилась примерно четыре года назад, и в некоторой мере на ее повлияли руководители клуба, которые болельщикам почти на все выездные матчи выделяли бесплатно транспорт. Это облегчало самое главное – присутствие на выездных матчах, вместе с тем можно было уже говорить о возрождении движения.
Правда, сначала все болельщики команды "варились в одном котле", о какой-либо организации нельзя было говорить вообще, поскольку болельщики встречались лишь незадолго до начала матчей, а об оформлении секторов почти не думали. Постепенно лиепайчане стали навязывать контакты с другими участниками движения фанов в Латвии, собиралась информация о фанах в других странах, и в руках лиепайских фанов появились так называемые фальшфайеры, а на перилах стадионов – флаги. Но главным обретением все-таки было то, что появилось понимание о культуре сопереживания, а вместе с тем и сознание, что в среде лиепайских фанов необходимы существенные изменения.
Еще два года назад появилась группа единомышленников, которая назвала себя "Металфанс". Ее ядро составляют фаны в возрасте 16 – 30 лет, которые происходят из латышской среды, что нехарактерно для латвийского футбола, и в течение двух лет были главными организаторами "шоу" в составе поддерживаемого ФХК "Лиепаяс металургс" Лиепайского клуба фанов, а в начале 2006 года решили пойти по отдельному пути – "ультра", хорошо осознавая, что жить станет труднее, поскольку все расходы будут ложиться лишь на их плечи. Но выбор все-таки был обоснован нежеланием находиться в одном секторе и транспортном средстве с, по их мнению, "лишними" людьми, для которых футбол является всего лишь видом спорта и отнюдь не связан с образом жизни. В первый год наибольшие проблемы ребятам доставляли поездки в Латгалию, но в целом они считают сезон удавшимся. "Мы определили стиль, которого хотим придерживаться – "ультра", и хотим подчинить ему свою жизнь", – рассказывает Янис*. – "Главное, что среди нас, число которых в важнейших матчах может достигать 20 человек, почти нет лишних людей, мы друзья и единомышленники, причем почти единственные, кто создает субкультуру "ультра" в латышской среде – еще есть только фаны баскетбольного клуба "Баронс", – заметил Айварс*.
Кроме "металлфанов" в Лиепае есть еще две группировки фанов – поддерживаемый ФХК "Лиепаяс металургс" Лиепайский клуб фанов, в котором в основном объединены люди старшего возраста, а также группировка "Red blue support" ("Красно-голубая поддержка"), в составе которой в основном действуют очень молодые ребята, частично связанные с официальным клубом фанов, но поддерживающие команду отдельно и придерживающиеся стиля "ультра".
* Имена изменены.
Андрис Судмалис,
"Курземес Вардс"