18 мая 2009 г.
Балканское дерби Несколько болельщиков различных российских футбольных команд и журналистов съездили недавно в Белград на футбольный матч клубов "Црвена Звезда" и "Партизан". Это настоящее дерби - самое зрелищное противостояние сербского футбола. Sport.km.ru предлагает вашему вниманию отчет одного из них. Нам есть чему поучиться у сербов.
Беград ждет
• Билет на дерби
Собираться на дерби чемпионата Сербии и Черногории «ПАРТИЗАН» - «ЦРВЕНА ЗВЕЗДА», которое было назначено на 22 апреля, все начали еще в марте. Для того, чтобы скоординировать наши действия в Белгаде, решили предварительно пересечься и подробно обсудить поездку. Встретились все вместе в черногорском ресторане на Покровке. Оказалось, мысль о нейтралитете на матче приходила не мне одному. Мы – русские и вписываться во внутрисербские «разборки», поддерживая те или иные цвета, нам уж точно не стоит, с этим согласились все. Вообще, изначально была идея сделать баннер (выслать макет прямо туда, чтобы к нашему приезду его напечатали) для того, чтобы заявить о своем присутствии на дерби. Но не все поддержали это предложение плюс, как всегда бывает перед отъездом, ни на что не оставалось времени. Из первоначального состава примерно в 15 – 20 человек, выехать в Сербию смогли лишь семеро (и то, у половины выезд совпал с матчем совершенно случайно). У остальных как всегда возникли проблемы с отпусками, паспортами и т. д. Четверо – та часть, что летела специально на матч, поселилась в отеле «Ройал». Это мы узнали уже потом, от одного из белградских лидеров Делие, но об этом позже. А наша троица – в Земуне – старом австро-венгерском пригороде Белграда, расположенном на другом берегу Дуная. К сожалению, в Москве я забыл оставить свой белградский номер трубки кому-нибудь из первой группы, поэтому в Белграде нам встретиться не удалось. Поэтому мы были на разных секторах. Мы на Восточной трибуне, ближе к черно-белому «партизанскому» Югу. Остальные, как мы узнали потом, сидели на Западе.
Гробари VS. Делие
• Баннер подчеркнут фаерами
Оба клуба – и красно-белая ЦРВЕНА ЗВЕЗДА и черно-белый ПАРТИЗАН (армейская команда) были основаны в 1945 году, после освобождения Белграда и установления режима Йосипа Броз Тито. Естественно, что заклятая дружба между саппортерами возникла сразу же. Фанаты ПАРТИЗАНА – называют себя «Гробари», то есть могильщики. А саппорт ЦЗ – «Делие», что по-турецки означает «герои». Именно за турецкое происхождение термина гробари презрительно называют оппонентов цыганами. «Убиj Цигу!» - один из самых любимых зарядов на Южной трибуне. Стадионы обеих команд находятся рядом, в той части Белграда, которая называется Аутокоманда. А невдалеке, на пригорке, начинается район белградских «богаташей» - Дединье. Там же находится и дом Аркана, (сейчас там живет его вдова – Цеца), построенный специально так, чтобы матчи на эстадио «Црвены Звезды», которое все называют «Маракана», можно было смотреть с верхнего этажа. Кстати, интересной особенностью стадиона является то, что верхние ряды трибун находятся на уровне земли, чаша арены буквально «закопана» в грунт и представляет собой своего рода котлован. Билетов у нас не было, поэтому мы выдвинулись на Аутокоманду заранее, часика за три до начала игры. Первое, что мы увидели в окрестностях стадиона был моб гробарей человек в семьдесят прямо перед кассами заряжавший «Рааатко Младич!». Тут же, в десятке метров поодаль стоял примерно такой же моб делие, а позади, на травке немного в стороне стояло, построившись, несколько «коробок» Жандармерии.
Вообще на работе Жандармерии стоит остановиться отдельно. Они не вмешиваются ни во что, до тех пор пока не начинается махач. Нет никаких коридоров, проверок документов, досмотров и так далее. Они просто стоят в стороне наготове. Отдельного разговора заслуживает их амуниция. На каждое подразделение приходится один-два бойца с ружьями, стреляющими гранатами со слезоточивым газом. Местные называют их «черепашки-ниндзя» - действительно, по количеству щитков белградские черепашки в несколько раз превосходят наших родных «космонавтов». Щитки есть везде – на локтях, на кистях рук, на ногах. Даже у лошадей надеты защитные маски и щитки на ногах. Кстати, маска не дает лошади и кусаться. Хотя не думаю, что в Белграде их учат кусаться специально, как в московской конной милиции.
Одним словом работу Жандармерии можно охарактеризовать так: «Порядок». При этом их поведение лояльно, они абсолютно не напоминают берсерков, переевших мухоморов. Пример. Фотографировать роту родного отечественного ОМОНа, построенную в Москве перед дерби ФКСМ - ЦСКА около стадиона я вряд ли бы стал. Но в Сербии все гораздо проще:
- Ну что, жандармерию сфоткаем в строю?
- Давай.
- А у тебя ксива журналистская с собой?
- Угу, а у тя?
- Тоже, ну ладно, тогда пошли!
• Жандармерия
Наши опасения оказались абсолютно беспочвенными. Ни один боец даже головы не повернул на вспышку. Зато когда на улице за нашими спинами один моб сначала закидал бутылками другой, а потом погнал его, Жандармерия моментально разделила противоборствующие стороны, просто встав между ними. Никого не вязали/не принимали, дубинки бойцы даже не доставали. До начала мячика оставалось еще два часа. Мы решили выдвинуться в сторону ближайшего кафича – кофе на Балканах полагается пить регулярно -). Примерно минут через двадцать прямо над нами в нескольких десятках метров зависает полицейский вертолет. Салфетки начинают улетать со столов. Что ему тут надо то? И в тот же момент из-за угла появляется красно-белая толпа, готовая прыгнуть на кучки черно-белых, стоящие на площади. Гробари отступают огрызаясь, но в этот момент «ниндзя-черепашки» опять разделяют оба моба. Вот зачем нужен вертолет, это координирующий центр, отслеживающий передвижения хулс и направляющий Жандармерию. Заметьте, в Белграде нет метро, поэтому коридоры из ВВ-шников выстраивать трудновато, люди подходят к стадиону со всех сторон. При этом силы правопорядка работают действительно эффективно. Силами в несколько сот бойцов (только Жандармерия, никаких военных, никакой городской полиции) они действительно поддерживают порядок.
Допив кофе и дождавшись наших сербских друзей, выдвигаемся в сторону трибуны. Готовимся к серьезному досмотру, но на входе нет ничего подобного, никаких металлоискателей, шмонообысков. Пронести можно вообще все что угодно. Еще удивительнее полное отсутствие полиции на стадионе, стоят только редкие цепочки стюардов. «Это нововведение, еще пару лет назад эстадио кишел полицией», - поясняет нам Младен. Трибуны практически полны – Север и Юг заполнены на все сто процентов. При этом цены на билеты чиповыми нельзя было назвать даже по московским меркам – от 600 до 1200 динаров (2 динара примерно один рубль). Кстати, одно весьма важное отличие – у нас дороже всего боковые трибуны, а в Белграде как раз те, что за воротами – фанатские Юг (Гробари) и Север (Делие).
• Друзья или нечто большее?
Хореография на трибунах больше похожа на театральное представление – в один момент Север превращается в крепость (на каждом сиденье лежали листы бумаги с нанесенным рисунком), а через несколько секунд на всю трибуну растягивается баннер – «Неприступная Крепость». Кстати, поют в Сербии тоже не на одном секторе, а хором, всей трибуной. Впечатление производит потрясающее. Вообще, количество баннеров и скорость, с которой они разворачиваются на пол-трибуны (не сектора, а трибуны!) поражает. При этом они часто меняются, и создается впечатление, что и у гробарей и у делие заготовлены баннеры на все случаи жизни. При этом креатив, как правило, бывает на уровне. Как вам например такое? «Ньюкастл, АЭК, ЦСКА, Спортинг, Паок» - чуть ниже натянут еще один – «ГРОБАРИ» - причем само слово раскрашено в семь цветов радуги, то есть под флаг людей эмм… альтернативной ориентации. А еще чуть ниже вопрос: «Друзья, или нечто большее?» В перерыве заиграли «Песме са севера» - фанатские гимны Делие в исполнении группы «Трип Ет 7» (кстати, просочилась инфа, что в конце августа – начале сентября они планируют отыграть несколько концертов в Москоу-сити и в Питере). Поднимаемся прогуляться наверх. К нашему удивлению в буфетах свободно продается пиво. Правда, в бумажных стаканчиках, но ПИВО же! Вот она Европа... Примерно за десять минут до окончания матча мимо нашей восточной трибуны по беговой дорожке пронесся парень с флагом ЦЗ в руке. Оказалось, один из гробарей незаметно перелез ограждение на Юге и мимо немногочисленных стюардов рванул в сторону Севера, где сорвал полотно звездашей и без проблем вернулся на свой сектор.
С Юга на поле полетели дымовые шашки, трибуну и часть поля заволокло дымом. С новой силой зазвучали черно-белые заряды. Несколько раз подряд Юг оглушительно спел
Само jедан клуб
Само jедан град
Само ПАРТИЗАН
САМО БЕОГРАД!
• Всё в дыму
В этот момент непонятные движения начинаются на нашей трибуне – все почему то резко срываются вверх, к выходам, а оттуда уже выдвигается Жандармерия. Буквально за полминуты все нижние ряды Востока оказались свободны. Оказалось, что моб делия, примерно рыл в двадцать, прорвал жидкую цепочку стюардов и прямо по нашей трибуне двинул в сторону Юга, попутно «зачищая» трибуну. Поднимаемся вместе со всеми чуть выше, потом еще чуть-чуть. В это время Делие уже бьются с «черепашками» посередине Востока, а гробари выламывают металлическое ограждение, разделяющее трибуны. Жандармерия начинает вытеснять нас в сторону улицы. В тот момент, когда мы выходим со стадиона - раздается звонок от приятеля из Сербского Сараево – «ну что у вас там полная жесть на стадионе да? По радио говорят Жандармерия уже сектора штурмует.» Решаем все же пробраться обратно, но Младен тащит нас в сторону машины, она достаточно далеко, но зато парковка находится прямо на пути тех, кто выйдет с Северной трибуны, поэтому он волнуется за свою «Yugo». Мы же убеждаем его вернуться на стадион и посмотреть, что там происходит (ну и пофоткать тоже, разумеется). Побеждает все же Младен – на его машине нам еще десять дней предстояло кататься по Сербии.
Подробности «боевых действий» на Востоке и, уже после окончания матча, в окрестностях стадиона мы на следующий день читали в газетах. А чуть позже, слушали истории и участников, причем с обеих сторон. Главным их выводом было: «Пандуры (полицейские) всегда нас провоцируют!».
Пост скриптум
Решив нанести ответный удар по фанатам, в преддверии полуфинального матча Кубка Сербии и Черногории по футболу между "Црвеной Звездой" и "Партизаном" 11 мая, сербские власти ужесточили наказания за вандализм и хулиганство во время футбольных матчей. Об этом в понедельник, девятого мая, официально заявил министр просвещения и спорта Сербии Слободан Вуксанович на совещании с представителями полиции, правосудия и прокуратуры, состоявшемся в Футбольном союзе Сербии и Черногории (СиЧ).
- Любой болельщик, который сломает хотя бы одно сидение на трибуне стадиона, получит два месяца тюрьмы, а за более серьезные правонарушения фанатам будет грозить от шести месяцев до пяти лет заключения, - заявил министр.
• Белград в день дерби
Как подчеркнул Вуксанович на встрече 9 мая, действующий закон о предотвращении беспорядков во время спортивных состязаний до сих пор практически не применялся. На драки, которые устраивались футбольными болельщиками, полиция смотрела сквозь пальцы. А как еще должна смотреть Жандармерия, а именно она охраняет все спортивные мероприятия в Сербии, на саппортеров, если те регулярно устраивают акции в поддержку сербов на Космете (Косово и Метохия)? А ведь вся Жандармерия воевала в 1998 – 99 годах там, а позже и на юге Сербии против албанской т.н. «армии освобождения Прешево, Буяновца и Медведже». Последней, и наиболее громкой акцией белградских хулс на Космете была доставка гуманитарной помощи в сербские анклавы на юге края. Несколько автобусов Делие, выехавших из Белграда, были атакованы албанцами. Безоружные (это на Космете вообще нонсенс) звездаши вышли и на руках (!) вынесли шиптар в их же деревне. После чего погрузились в автобусы и двинулись дальше.
На неоправданно жестокие и в общем-то безумные заявления министра (в Сербии за убийство люди пять лет сидят в редких случаях) Делие ответили адекватно – бойкотом матча. По городу силами ультрас были расклеены плакаты, призывающие отказаться от посещения матча в ответ на произвол властей.
В прошлом году после дерби было сожжено несколько машин в центре Белграда, в нескольких километрах от стадиона. И что же? Восемь человек (большая часть которых была болгарами) получила десять дней тюрьмы плюс штраф. В этом году ни одной сожженной машины не было, а уровень репрессий несравнимо выше. Кстати, сравните уровень адекватности правосудия – в России за разбитое на «манежке» стекло у машины, человек, который, возможно, просто попался под руку, получил два года.
На состоявшемся кубковом матче 11 мая (где, кстати, тоже были представители от болельщиков «Спартака» из Москвы) было запрещено проносить и развешивать баннеры, флаги, устраивать хореографию, жечь фаера. В общем, фанатам запретили болеть за свою команду. В итоге, в перерыве все те, кто пришел на Северную трибуну, несмотря на объявленный бойкот, с зарядом «Хаjде Куhи!» - «идем домой» - снялся и покинул стадион.
Какие мы можем сделать из этого выводы? В первую очередь, это еще одно, наглядное подтверждение старого тезиса «сила в единстве». Когда на произвол и беззаконие мы перестанем закрывать глаза, станем бороться с ним всеми доступными нам средствами, тогда мы имеем шансы добиться к себе нормального, человеческого отношения, соблюдения правовых норм. Это касается не только футбола и околофутбола.
Нашим фанатам есть чему поучиться у сербских – в первую очередь организованности и умению отстаивать свои интересы. Ведь фанаты – это пассионарная, активная часть общества, те, кто имеет собственное, альтернативное навязываемому масс-медиа, мнение и готов его отстаивать, во что бы то ни стало. И недаром первый состав Сербской Добровольческой Гвардии, сражавшейся в 1991 за целостность страны, составляли именно футбольные фанаты - делие.
Илья Горячев, 15.05.2005
http://student.km.ru/