Болельщики... Какими представляют их люди, от спорта далекие, ни разу не видевшие футбольные матчи на стадионе? Здоровые дядьки и буйные подростки, которых хлебом не корми — дай устроить очередной дебош на трибунах, поджечь файер и подраться с милицией.
С другой стороны, телекамеры показывают, что за свои команды болеют и весьма симпатичные барышни, снимками которых пестрят издания. И ведут они себя совсем не так, как представители сильного пола. А ведь на стадионы ходит еще и масса различных людей, которых никак не отнесешь ни к первой, ни ко второй категории. Сразу оговорюсь: о любителях наблюдать за футбольными баталиями, сидя на диване с бокалом пива, писать не будем. В поле зрения попадут только те, кто ходит поддержать свою команду на стадион. Ну и, конечно, будет справедливо, если большую часть материала посвятим тем, кого слышно на протяжении всего матча, тем, кого не любит милиция, тем, кого благодарят после поединка футболисты, — футбольным фанатам.
Пленники футбола
Многие видели по телевизору картинки спортивной хроники — в 50—60-х гг. на советские стадионы ходили тысячи болельщиков, они эмоционально переживали за свои команды, поддерживали аплодисментами или осудительно свистели. Никакого скандирования или пускания мексиканских волн по стадиону и в помине не было. Как у Михаила Зощенко, «все так чинно, благородно». Откуда же у нас в стране появились эти странные привычки — кричать речевки, поджигать дымовые шашки или скандировать название клуба? Откуда появились футбольные фанаты и хулиганы? Все пришло извне, правда, попав на нашу почву, культура боления значительно видоизменилась.
Все дороги ведут в Лондон
Первопроходцами в фанатском движении стали те, у кого футбол оформился как вид спорта, — англичане. Первые сведения о беспорядках во время и после матчей датируются XIV веком (!!!) — уже тогда возникали драки между болельщиками и даже игроками команд-соперниц. Наверное, жителям туманного Альбиона не хватало кулачных боев, которые практиковались на территории нынешней России, вот они и выпускали накопившийся пар в драках стенка на стенку. Но если изначально беспорядки возникали спонтанно и крайне редко, то в середине ХХ ст. они оформились в четко спланированные акции, которые проводили футбольные хулиганы (от англ. — hooligans, hools).
Первыми «хулсами» принято считать болельщиков лондонского «Миллуола», они первыми стали тщательно продумывать и внедрять в жизнь акции, конечной целью которых была драка с болельщиками соперников. Этот опыт подхватили и фанаты других команд — вскоре на стадион ходить стало опасно, ведь около 70% болельщиков являлись туда только с одной целью — определить сильнейшего в драке. В середине 60-х годов каждый второй матч английской Премьер-лиги заканчивался серьезными потасовками. Власти, естественно, не могли оставаться в стороне. Полиция пыталась разделять болельщиков разных команд кордонами, практиковались массовые аресты за хулиганство, но эти средства особо не помогали.
Власти были вынуждены значительно ужесточить законы, регулирующие правопорядок, а на самых опасных для общества хулиганов заводились специальные картотеки. Тогда многие оказались за решеткой, другие отделались пожизненными запретами на посещение футбольных матчей. Полиция даже внедряла своих людей в фанатскую среду, выявляя лидеров и предотвращая возможные пересечения враждующих группировок в корне. Наконец, развивающиеся технологии позволили оборудовать стадионы и прилегающие к ним территории камерами видеонаблюдения, что в значительной степени повышало вероятность хулиганов быть опознанными и впоследствии арестованными.
Но и сами «хулс» времени даром не теряли. Группировки стали еще более скрытыми, для конспирации перестали ходить на стадион с клубной атрибутикой, предпочтя фанатской одежде вещи определенных дорогих торговых марок, чтобы отличаться от обычных фанов. На современном этапе основным принципом любого английского фаната является незаметность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики, выделяющейся из общей массы внешности, так называемый стиль «кэжуалс» (от англ. casual— обычный). Постепенно выработался и свой кодекс чести хулиганов.
Большие проблемы у Англии начались, когда болельщики стали сопровождать своих любимцев на игры в Европе. Флагманами английского выездного движения стали фанаты «Ливерпуля», прививавшие европейцам свой стиль поддержки клуба, который включал в себя не только пение хором гимна своей команды на стадионе, но и побоища во всех городах, где волей жребия выпадало играть их клубу. Пик футбольного насилия (такой термин на то время уже закрепился в английских массмедиа) пришелся на 80-е годы, когда произошли две величайшие по своим масштабам трагедии. Первая из них случилась в 1985 г. на бельгийском стадионе «Эйзель». Тогда в результате массовых драк болельщиков «Ливерпуля» и итальянского «Ювентуса» погибли 39 человек, более 500 получили ранения. После этого все английские клубы были отcтранены от еврокубков на 3 года, а «Ливерпуль» — на 5. Еще более кровавая трагедия развернулась в 1989 г. на стадионе «Хиллсбро» в Шеффилде — во время давки погибли 96 болельщиков «Ливерпуля» в
возрасте от 14 до 62 лет.
Англия пережила шок, ее полиция разрабатывала все новые методы борьбы с футбольным насилием, эту проблему стали изучать научные группы социологов и психологов. Все эти меры привели к тому, что футбольное хулиганство утратило свою массовость, а оставшиеся его представители полностью ушли в тень. Пересечения враждующих группировок теперь проходят вдали от стадионов и в большинстве случаев заранее оговариваются в интернете или же по телефону. Фанаты стали мобильнее и бдительнее. Проводимые акции планируются неделями и просчитываются до каждой детали, ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие маневры. Главное, что насилие ушло со стадионов — хулиганы дерутся только между собой и устраивают побоища вдали от людных мест. Угрозы для общества они сейчас практически не несут.
«Мясо» и «сало»
В Украине, как и на всем постсоветском пространстве, начало фанатского движения пришлось на период перестройки, причем процесс зарождения новой для страны субкультуры напрямую связан с началом выездной деятельности поклонников советских клубов. Первопроходцами стали фаны московского «Спартака» (их оппоненты уничижительно прозвали «мясо»), затем и других столичных команд. К движению присоединились болельщики и киевского «Динамо» (они же, по версии москвичей, «сало» или «хохлы»), и ленинградского «Зенита». Во многом «благодаря» английскому влиянию на трибунах советских стадионов стали появляться футбольные песни, речевки и сленг, вместе с ними пришли и правила, отличающие английский «околофутбол». Одним из главных последствий их распространения стал резкий рост насилия среди болельщиков.
Воспоминание детства: заполненный до отказа Республиканский стадион, где выступало непревзойденное «Динамо» под руководством Валерия Лобановского и ковало победы и на внутренней арене, и на европейской. Киевляне просто бредили футболом — купить билет на рядовой поединок чемпионата СССР было проблемой, несмотря на то что стадион вмещал 100 тыс. зрителей. А на такие принципиальные противостояния, как со «Спартаком», — просто невозможно. Но мой отец — любитель и ценитель футбола, не имеющий никакого отношения к «околофутболу», стал брать меня на
стадион еще дошкольницей, так что я прекрасно помню матчи 1986 г., так же, как и одну историю, случившуюся годом позже.
Тогда после матча «Динамо» и «Спартака» еще несколько дней передвигаться по городу было сложно — милиция перекрыла даже мосты и расставила патрули на главных улицах. Впоследствии оказалось, что тогда произошла первая массовая драка фанатов. В столицу Украины приехали примерно 450 москвичей, которым довелось поучаствовать в грандиозной битве в центре Киева. Побоище затем переместилось на железнодорожный вокзал, гостей «провожали» и после отъезда — все московские поезда обильно забрасывались камнями. В боях фанатов тогда пострадали многие, но «гражданских» болельщиков, которых в Киеве было большинство, эта история не коснулась, хотя ненависть к «Спартаку» у всех фанов киевского «Динамо» просто неистребима.
Болеем по-итальянски
После развала СССР и обретения Украиной независимости пример фан-движения в столице стали перенимать и представители других клубов высшей лиги. Однако английские корни на нашей почве особо не прижились. Большинство современных фанатских группировок причисляют себя к «ультрас» — движению, основывающемуся на итальянском стиле. В нем драки между фанатами отходят на задний план, а основное внимание уделяется поддержке своих любимцев на трибуне: болельщики обязательно носят одежду с клубной атрибутикой (футболки, шарфики, именуемые «розами»), сектор скандирует, размахивает «розами», «заряжает» речевки, разворачивает баннеры и зажигает дымовые шашки и файеры. С последними непримиримый бой ведут правоохранительные органы. Не совсем понятно, какую опасность обществу несут горящие в фанатском секторе сигнальные огни, но последние события во время финала Кубка Украины показывают, что за 3—4 зажженных файера (что является административным правонарушением) «Беркут» может «зачистить» два сектора.
При таком отношении со стороны власти работа «ультрас» в основном направлена не против представителей болельщиков команды-соперника, а против людей в погонах. Их могут намеренно провоцировать, кричать им обидные речевки и даже разворачивать баннеры с заимствованной у англичан аббревиатурой АСАВ (all cops are bastards — «все полицейские — мерзавцы»). К сожалению, украинская милиция «глотает» эту приманку с завидным постоянством — вооруженные дубинками «орлы» идут в разноцветный сектор и начинают применять свое оружие, на что болельщики, добившиеся своего, отвечают ударами кулаков и ног, а также бросанием в «стражей беспорядка» пластиковых сидений. Итогом таких противостояний обычно бывают покалеченные болельщики с синяками и переломами, еще более обозленные на милицию. Сами же блюстители порядка ни разу за всю историю проведения в Украине футбольных матчей серьезно не пострадали.
Получается нонсенс — беспорядки на трибунах возникают во многом благодаря милиции, которая вместо того чтобы перенять опыт своих зарубежных коллег, применяет единственный хорошо знакомый им метод — размахивает во все
стороны дубинкой. А ведь в той же Италии сейчас возникают огромные проблемы с местными «тиффози» — свой гнев они все чаще вымещают на полицейских, не единичны даже смертельные случаи. А в Англии, где полиция давно выработала свою схему борьбы с футбольным насилием, порядок на трибунах обеспечивают штатские стюарды с минимальным присутствием людей в погонах.
После скандала на «Олимпийском» по такому пути пытается пойти и столичное «Динамо», президент которого Игорь Суркис недавно заявил, что клуб будет обеспечивать правопорядок своими силами. «Возможно, мы будем приглашать сотрудников милиции на коммерческой основе, — говорит Игорь Михайлович. — «Беркута» на «Динамо» точно не будет ни при каких обстоятельствах. В то же время с болельщиками мы будем проводить активную работу, потому что не все ведут себя адекватно».
Герои-невидимки
Однако нельзя сказать, что в нашей стране нет футбольных хулиганов. У некоторых больших клубов есть свои группировки, предпочитающие стиль «кэжуалс» и участие в драках («махачах»), которое служит для их репутации. Ее укрепляют победы над противниками в честных схватках (примерно равное количество участников с каждой стороны без применения подручных средств). Дурным тоном считается избивать лежащего противника, а также представителей «гражданских» болельщиков, которых «хулз» называют «кузьмичами», и тем более женщин и детей. В отличие от Англии, где в состав группировок входят болельщики зрелого возраста, в Украине основу составляют люди от 18 до 25 лет, многие из них учатся в престижных вузах и работают с хорошим уровнем оплаты. Важно и то, что хулиганы перед своими «махачами» практически не употребляют спиртного, нет среди них наркоманов, геев. Не приняты в Украине и погромы — витрины магазинов не бьют и машины не сжигают. Так что отождествлять их с пьяными дебоширами в корне неверно.
Украинские «хулз», равно как и «ультрас», принимают активное участие в потасовках с «Беркутом», при этом каждая из них поднимает «рейтинг» хулиганов. Локальные победы над представителями власти ценятся на вес золота. По окончании каждого сезона посредством голосования на сайтах и форумах в интернете выявляется победитель, при определении которого учитывается количество «махачей» (победа или поражение) и, конечно, стычки с милицией. Немаловажно, что если более слабая группировка выступила против заведомо сильного противника и, даже проиграв, показала себя достойно, то такая драка все равно засчитывается ей в актив. Большим «минусом» отмечается неприезд на матч с вражеской командой или появление под охраной милиции. Самые активные и рейтинговые сейчас киевские, днепропетровские и львовские «хулз»-группировки.
В итоге получается, что страшные для общества фанаты таковыми на самом деле не являются, и часто больше проблем создают сильно пьяные «гражданские» болельщики, о которых речь пойдет дальше.
Мирный футбол
Интересно, что активность футбольной торсиды растет с продвижением с севера на юг — чем более темпераментная нация, тем экспрессивнее поддерживают своих любимцев ее представители. Так, в Греции и Турции «гражданские» болельщики устраивают на трибунах такое пиротехническое шоу, что наш «Беркут» впал бы при виде его в отчаяние. А вот любители спорта номер один из Аргентины и Бразилии, среди которых масса представительниц прекрасного пола, поддерживают свои команды зажигательными танцами, исполняемыми прямо на трибунах.
Украинских «гражданских» часто можно увидеть с семечками и дудкой — атрибутами, весьма не подходящими для серьезных болельщиков. Дудки вообще вызывают только раздражение. Сидишь, смотришь матч на трибуне, а сверху какой-то «суперфан» начинает дудеть тебе в ухо — и не какую-нибудь замысловатую мелодию, а просто протяжное «туууууу!» По-моему, куда приятней слушать скандирование фанатских трибун, чем беспрестанное дудение.Но пока этот атрибут у нас неискореним. При этом ни разу не приходилось его слышать на трибунах ведущих европейских футбольных держав. Откуда у нас появились эти «фан-свистки», остается загадкой.
В целом большие футбольные события, такие как чемпионат мира или Европы, всегда представляют собой красочные шоу: по улицам ходят любители футбола с национальной символикой, каждый болеет за своих, но при этом не причиняет никаких страданий — ни физических, ни моральных — представителям противоположного лагеря. Болельщики научились уважать друг друга, и поэтому сейчас не увидишь массовых побоищ между ними на трибунах. Во многом этому помогли и сотрудники правоохранительных органов, которые не вмешиваются в сам процесс боления, не орудуют дубинками при зажжении файера, а вместо этого полиция выстраивает несколько кордонов при входе на стадионы, так что пронести на трибуны что-то запрещенное практически невозможно. Украинским органам есть чему учиться.
И еще. Атмосфера на стадионе царит такая, что сравнить ее с просмотром футбола дома нельзя. Дух единения со своей командой, поддержка игроков на поле, эмоции — это то, за что мы любим футбол. То, ради чего и существует этот вид спорта. Так что не бойтесь стадионов, ходите и болейте — ведь скоро нам предстоит показать всей Европе, как любят футбол в Украине. И тогда, думаю, чемпионат Старого Света-2012 мы вместе с Польшей проведем на достойном уровне.